Научный менеджмент и промышленная психология

Способы достижения максимальной эффективности изучали и Фрэнк и Лилиан Гилбрет (микродвижение «терблиг» – зеркальное отражение фамилии Гилбрет).
Для повышения эффективности важно, избавившись от ненужного, свести любое задание к основным терблигам.
Элтон Мэйо выяснил, что эффективность зависит не только от правильной комбинации движений, но и от эмоционального состояния работников.
В 1960 году подход Тейлора получил название Теории Х, а Мэйо — Теории Y.
Приверженцы первой считают людей ленивыми, их нужно заставлять работать, используя «кнут и пряник». Сторонники второй считают, что в соответствующих условиях человек способен к самомотивации, он изобретателен и готов брать ответственность за свою работу.
В 1980-х годах Теория Y была преобразована Ульямом Оучи в Теорию Z — вариант поощряющего рабочих японского менеджмента.
Японцы объединили в рабочие группы руководителей и подчинённых,создав систему непрерывного повышения качества.
Л. Гилбрет подчеркивала, что успешное управление базируется не на работе, а на человеке. Применив методы психологии к исследованиям рабочего места, она стала одним из основателей психологии управления. Л. Гилбрет определяла психологию управления, как воздействие организующего работу ума на организуемую работу, и влияние неорганизуемой и организуемой деятельности на мышление рабочего.

Объединение двух управленческих подходов – научного менеджмента и промышленной психологии, позволило Френку и Лилиан Гилбретам заложить основы современной эргономики.