Управленческий менеджмент

Управленческий (ситуационный) менеджмент – координирующие воздействия (решения) на процессы и менеджмент организации. Функция, основанная на разделении (дифференциации) и кооперации менеджмента, характеризующаяся определенной однородностью, сложностью и стабильностью воздействия на объект со стороны субъекта управления. Классические функции менеджмента на этапе создания и развития организации имеют общие задачи, где управление рассматривается как процесс (процессный подход) — формирование целей / планирование / организация / контроль, которые в наименьшей степени зависят от специфики конкретной организации (ее отраслевой принадлежности, размера, организационно-правовой формы и т. п.), табл. 1.1.

Таблица 1.1.

Функция менеджмента Типичные управленческие решения
Формирование целей Принятие миссии предприятия
Формирование целевых параметров
Принятие стратегической концепции предприятия
Утверждение целевых параметров проекта
Планирование Формирование тематического плана НИОКР
Утверждение календарного графика работ по проекту
Утверждение сметы затрат по проекту
Формирование производственной программы предприятия
Утверждение штатного расписания по подразделениям
Запрос кредитных средств на инновации
Принятие финансового плана предприятия
Утверждение плана реализации продукции
Организация Создание предприятия
Выбор организационно-правовой формы предприятия
Принятие организационной структуры предприятия
Утверждение положений о службах предприятия и должностных инструкциях
Создание новых или упразднение существующих подразделений предприятия
Открытие филиала или дочерней фирмы предприятия
Контроль Оценка состояния работ по проекту
Оценка финансового состояния предприятия
Анализ работы служб и подразделений предприятия
Распоряжение об изменении сроков проведения работ по проекту
Установление порядка оценки деятельности исполнителей
Оценка исполнения стратегической концепции предприятия
Управление и установление объема работ по каждой функции менеджмента является основой для формирования структуры управлением процессами и взаимодействием ее компонентов на этапе становления организации. Управленческое решение составляет один из главных инструментов выработки и реализации эффективной концепции классического менеджмента в организации. В своей деятельности организация сталкивается как с внутренними, так и внешними воздействиями на процессы (цены, конкуренция, технологии и т.п.), что в той или иной степени нарушает взаимосвязь процессов. В данной ситуации необходима дифференциация функций классического менеджмента, что позволит выделить и измерить отдельные части и виды управленческой деятельности, а также регламентировать рациональные правила и процедуры для достижения цели – системный подход. Одним из вариантов системного подхода является ситуационный подход, который концентрируется на том, что применение различных методов и подходов к управлению определяется ситуацией. Управленческий (ситуационный) менеджмент — это выбор целесообразного с точки зрения принимающего варианта состояния и поведения системы, где система разбивается на подсистемы, например, организация — на подразделения. Поскольку существенные внутренние и внешние факторы для разных организаций весьма разнообразны, то не существует единого, «лучшего» способа управлять организацией. Самым эффективным методом конкретной ситуации является метод, который более всего соответствует данной ситуации. Состав основных решений по функциям ситуационного (управленческого) менеджмента представлен в табл. 1.2.

Таблица 1.2.

Классический цикл Деминга Ситуационный подход
PLAN — планирование ИЗМЕРЕНИЕ
DO — выполнение КОРРЕКЦИЯ
CHECK — проверка ИНТЕГРАЦИЯ
ACT – действие (коррекция) СОПОСТАВИМОСТЬ
Управление в соответствии с принципиальной схемой общих предметных функций начинается с измерения процессов/подпроцессов, формирующих систему целей и задач деятельности организации/подразделений на определенный период времени. Далее осуществляется корректировка мероприятий, при выявлении отклонений, направленных на достижение установленных целей развития. Затем интеграция и сопоставимость в заданном периоде выполнения задач. Реализация запланированных мероприятий требует создания определенных организационных структур (рабочих групп), координации их работы во времени и в пространстве. Успешное выполнение предусмотренных мероприятий в рамках принятых организационных структур требует постоянного контроля за ходом осуществляемых действий (воздействий) и регулирования (координирования) деятельности организации. Каждая из пары взаимосвязанных общих функций ситуационного (управленческого) менеджмента представляет собой замкнутый контур управленческих решений, функционирующий в цикле «ДОСТИЖИМОСТЬ».