XXVII съезд Коммунистической партии Советского Союза
25 февраля — 6 марта 1986 года
(основные тезисы)
УСКОРЕНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СТРАНЫ — СТРАТЕГИЧЕСКИЙ КУРС
Выдвинув на апрельском Пленуме стратегию ускорения социально-экономического развития страны, Центральный Комитет КПСС принял тем самым решение исторической значимости. Оно получило широкую поддержку партии, всего народа и выносится на рассмотрение съезда.
Что мы понимаем под ускорением? Прежде всего повышение темпов экономического роста. Но не только. Суть его — в новом качестве роста: всемирной интенсификации производства на основе научно-технического прогресса, структурной перестройки экономики, эффективных форм управления, организации и стимулирования труда.
Курс на ускорение не сводится к преобразованиям в экономической области. Он предусматривает проведение активной социальной политики, последовательное утверждение принципа социалистической справедливости. Стратегия ускорения предполагает совершенствование общественных отношений, обновление форм и методов работы политических и идеологических институтов, углубление социалистической демократии, решительное преодоление инерции, застойности и консерватизма — всего, что сдерживает общественный прогресс.
а) ИТОГИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И НЕОБХОДИМОСТЬ ЕГО УСКОРЕНИЯ
Экономика по инерции продолжала развиваться в значительной мере на экстенсивной основе, ориентировалась на вовлечение в производство дополнительных трудовых и материальных ресурсов. Как следствие, серьезно снизились темпы роста производительности труда и некоторые другие показатели эффективности. Попытки поправить дело за счет нового строительства обострили проблему сбалансированности. Народное хозяйство, располагающее огромными ресурсами, натолкнулось на их нехватку. Образовался разрыв между общественными потребностями и достигнутым уровнем производства, между платежеспособным спросом и его материальным покрытием.
Успех любого дела в решающей мере определяется тем, насколько активно и сознательно участвуют в нем массы. Убедить широкие слои трудящихся в правильности избранного пути, заинтересовать их морально и материально, перестроить психологию кадров — важнейшие условия ускорения нашего роста. Продвижение вперед станет тем быстрее, чем выше будут дисциплина и организованность, ответственность каждого за порученную работу, за ее результаты.
Сегодня первоочередная задача партии, всего народа — решительно переломить неблагоприятные тенденции в развитии экономики, придать ей должный динамизм, открыть простор инициативе и творчеству масс.
Без ускоренного роста экономики останутся благими пожеланиями социальные программы, а они, товарищи, носят неотложный характер. Советские люди должны в короткие сроки почувствовать результаты общих усилий по кардинальному решению продовольственной проблемы, обеспечению потребностей в высококачественных товарах и услугах, улучшению медицинского обслуживания, жилищно-бытовых условий, охраны окружающей среды.
б) ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ
В проектах Программы КПСС и Основных направлений определены главные рубежи экономического и социального развития. К концу столетия предстоит увеличить национальный ДОХОД почти в 2 раза при удвоении производственного потенциала и его качественном преобразовании. Производительность труда вырастет в 2,3—2,5 раза, энергоемкость национального дохода снизится в 1,4 раза и металлоемкость — почти в 2 раза. Это будет означать крутой поворот к интенсификации производства, повышению качества и эффективности.
В дальнейшем на основе углубления этих процессов предусматривается осуществить переход к экономике высшей организации и эффективности со всесторонне развитыми производительными силами, зрелыми социалистическими производственными отношениями, отлаженным хозяйственным механизмом. Такова наша стратегическая линия.
Главными средствами ее осуществления, как это было подчеркнуто на июньском (1985 г.) совещании в ЦК КПСС, выступают научно-технический прогресс, коренное преобразование производительных сил общества. На прежней материально-технической основе кардинальных перемен добиться невозможно.
Выход мы ВИДИМ в глубокой реконструкции народного хозяйства на базе новейших достижений науки и техники, прорывов на авангардных направлениях научно-технического прогресса, перестройки хозяйственного механизма, системы управления:
1. Осуществить реконструкцию народного хозяйства на основе научно-технического прогресса.
КПСС имеет огромный опыт осуществления крупнейших научно-технических и социально-экономических преобразований. Но как бы ни были они значительны, наша работа в прошлом по своим масштабам и сложности не идет в сравнение с тем, что нужно сделать в предстоящий период для реконструкции народного хозяйства.
Что для этого надо?
Прежде всего — изменить структурную и инвестиционную политику. Суть перемен — в перенесении центра внимания с количественных показателей на качество и эффективность, с промежуточных — на конечные результаты, с расширения производственных фондов — на их обновление, с наращивания топливно-сырьевых ресурсов — на улучшение их использования, на ускоренное развитие наукоемких отраслей, производственной и социальной инфраструктуры.
Крупный шаг в этом направлении предстоит сделать в нынешней пятилетке. Предусмотрено направить на реконструкцию и техническое перевооружение производства свыше 200 миллиардов рублей капитальных вложений — больше, чем за предшествующие десять лет. Объемы немалые, тем не менее плановые и хозяйственные органы должны продолжить изыскание дополнительных возможностей на эти цели.
По стратегическим направлениям выработаны крупные комплексные программы, началась их реализация. Более динамично будут развиваться отрасли, определяющие научно-технический прогресс, обеспечивающие быструю экономическую отдачу и решение неотложных социальных проблем. На ускоренном их развитии концентрируются значительные финансовые, материальные, научные и трудовые ресурсы.
Ясно, что эффективность реконструкции, темпы экономического роста в решающей мере зависят от машиностроения. Именно в нем материализуются основополагающие научно-технические идеи, создаются новые орудия труда, системы машин, определяющие прогресс в других отраслях народного хозяйства. Здесь закладываются основы широкого выхода на принципиально новые, ресурсосберегающие технологии, повышения производительности труда и качества продукции.
Делегаты съезда знают, что ЦК КПСС и Совет Министров СССР недавно приняли постановление о дальнейшем развитии машиностроения. По существу, это общегосударственная программа модернизации важнейшего сектора индустрии. Создан единый орган управления им. Перед машиностроительным комплексом поставлена задача уже к концу двенадцатой пятилетки резко повысить технико-экономический уровень и качество машин, оборудования, приборов. На обновление отрасли выделяется в 1,8 раза больше капиталовложений, чем за предшествующие пять лет.
Что конкретно мы ожидаем от реализации этой программы? Более чем на 40 процентов увеличится выпуск машин и оборудования, улучшатся их качественные характеристики. Нарастающий поток техники новых поколений создаст условия для коренного перевооружения народного хозяйства, роста его эффективности. В результате мы сможем в расчете на год экономить труд около 12 миллионов человек, свыше 100 миллионов тонн топлива, получить эффект на многие миллиарды рублей. Только применение комбайна «Дон-1500», как показывают расчеты, позволит значительно сократить парк зерноуборочных машин, высвободить около 400 тысяч механизаторов, уменьшить на миллионы тонн потери зерна.
На темпы технической реконструкции огромное влияние окажет широкая электронизация и комплексная автоматизация производства. Определены конкретные задания по разработке и массовому освоению современной компьютерной техники, развитию элементной базы. На индустриальную основу ставится программное обеспечение ЭВМ и автоматизированных систем управления. В Академии наук СССР создано отделение информатики и вычислительной техники, объединяющее институты и конструкторские бюро, на которые возложено научное обеспечение работ в этой области.
Идея коренной реконструкции топливно-энергетического комплекса пронизывает Энергетическую программу. В ней упор Сделан на применение энергосберегающих технологий, замену жидкого топлива газом и углем, более глубокую переработку нефти. Освоение передовых технологий намечено и в добывающей промышленности — открытая добыча и гидродобыча угля, повышение уровня и надежности нефтяного оборудования, повсеместное внедрение автоматизированных систем. В текущей пятилетке будет введено в 2 с половиной раза больше, чем в прошлой, мощностей атомных электростанций, а также осуществлена массовая замена устаревших агрегатов на тепловых станциях.
Многое предстоит сделать в металлургии и химической индустрии, переоснащении их более производительным оборудованием. Выпуск принципиально новых и улучшенных конструкционных и иных прогрессивных материалов ускорит развитие электроники, машиностроения, строительства и других отраслей народного хозяйства.
Огромное значение партия придает техническому перевооружению производственной инфраструктуры, в первую очередь транспорта и связи. Приоритетное развитие получат легкая и другие отрасли промышленности, работающие непосредственно на удовлетворение потребностей населения. К производству прогрессивного оборудования для них привлечены не только специализированные, но и другие отрасли промышленности.
Техническую реконструкцию мы не сможем осуществить без коренного улучшения капитального строительства. А это требует поднять на новый индустриальный и организационный уровень весь строительный комплекс, минимум в 2 раза сократить инвестиционный цикл как при реконструкции предприятий, так и при сооружении новых объектов. Нельзя более мириться с низкими темпами строительства, из-за чего замораживаются огромные, средства, тормозится научно-технический прогресс в народном хозяйстве.
Все это, товарищи, гигантские по объему и значению задачи, их решение в конечном счете будет определять судьбы выполнения планов, темпы нашего роста. Каждая отрасль, каждое предприятие должны иметь четкую программу непрерывного обновления производства. Следовательно, существенно повышается ответственность плановых и хозяйственных органов за выполнение намеченного. На это должна быть нацелена и деятельность партийных организаций.
Особенно важно не допустить показухи, подмены существа дела паллиативными решениями. Настораживают факты, отнюдь не единичные, когда министерства и ведомства под флагом реконструкции возводят новые объекты, начиняя их устаревшим оборудованием, разрабатывают дорогостоящие проекты, не обеспечивающие выход производства на высшие технико-экономические показатели.
Вот свидетельство такого подхода. Сейчас идет переоснащение Брянского машиностроительного завода, выпускающего двигатели для тепловозов. На него намечается затратить около 140 миллионов рублей, половина их уже освоена. Какой же эффект принесет обновление мощностей? Выясняется, что не предусмотрено применение прогрессивных технологий, численность рабочих уже увеличилась почти на тысячу человек, упала фондоотдача. А главное, на новых мощностях собираются выпускать устаревший двигатель, хотя разработана и прошла проверку более эффективная модель.
Как же понять позицию руководителей Минтяжмаша и МПС? Видимо, некоторые товарищи не уяснили всей глубины и важности, стоящих перед ними задач. Подобные примеры заслуживают самого сурового осуждения как подрыв курса партии на реконструкцию и ускорение научно-технического прогресса. К такого рода явлениям следует подходить со всей строгостью.
В последнее время намечены важные меры по повышению эффективности работы научно-исследовательских учреждений. Они касаются вопросов стимулирования труда ученых, новых форм взаимодействия науки и производства. Недавно принято решение о создании межотраслевых научно-технических комплексов, включающих мощные головные институты, в том числе академические, проектно-конструкторские организации и опытно-промышленные производства.
Принимаются меры и для активизации работы отраслевых научно-исследовательских институтов, увеличения их вклада и ускорение научно-технического прогресса. Однако процесс этот идет недопустимо медленно. Многие институты остаются продолжением аппарата министерств, нередко выступают в роли адвоката ведомственных интересов, погрязли в рутине и бумаготворчестве. На июньском совещании остро ставился вопрос о приближении науки к практике, включении отраслевых институтов в производственные и научно-производственные объединения. Надо разобраться, кто противодействует этому, какова здесь позиция министерств и их партийных комитетов, как они реагируют на требования жизни.
Более эффективно нужно использовать и научный потенциал вузов. Здесь сосредоточено свыше 35 процентов научно-педагогических работников страны, в том числе около половины докторов наук, а выполняется ими не более 10 процентов научных исследований. Соответствующие ведомства должны разработать внести предложения по укреплению связи вузовской науки с производством. В них следует учесть и интересы подготовки научной смены. Как не может быть живого леса без подлеска, так и подлинный ученый немыслим без учеников. Речь идет о будущем науки, а, значит, и нашей страны. С первых лет обучения студенты должны втягиваться в исследовательскую работу, участвовать во внедрении ее результатов в производство. Только так можно воспитать настоящих ученых, творчески думающих специалистов.
В общем, товарищи, поворот науки к нуждам народного хозяйства необходимо осуществлять энергичнее. Но столь же важен поворот производства лицом к науке, его максимальная восприимчивость к научно-техническим достижениям. К сожалению, немало научных открытий, крупных изобретений годами, а иногда десятилетиями не находят практического применения.
Эффект безызносности, открытый советскими учеными три десятилетия тому назад, позволил создать принципиально новые смазочные материалы, многократно увеличивающие долговечность узлов трения машин и механизмов и резко снижающие трудозатраты. Это открытие, дающее многомиллионную экономию, до настоящего времени широко не применяется из-за косности некоторых руководителей Миннефтехимпрома СССР, ряда других министерств и ведомств.
Около десятка лет по вине Минавтопрома и планирующих органов не находит массового применения изобретенный подшипник с антифрикционным заполнителем, который в самых тяжелых условиях эксплуатации повышает надежность и безотказность механизмов. Минстанкопром недопустимо затянул производство не имеющих аналогов в мире высокомоментных гидромоторов, позволяющих осуществить широкую гидрофикацию горного и другого оборудования, в несколько раз повысить производительность и улучшить условия труда.
Этот перечень, к сожалению, можно продолжить. В основе подобного отношения к новому нередко лежат амбиции отдельных групп ученых, ведомственная неприязнь к «чужим» изобретениям, незаинтересованность производственников в их внедрении. Не составляет секрета и то, что даже рассмотрение заявок на изобретения порой затягивается на годы, превращается в «хождение по мукам».
Мы не сможем решить поставленные задачи по ускорению научно-технического прогресса, если не найдем рычагов, которые обеспечат приоритеты только тем исследовательским учреждениям, промышленным предприятиям, коллективы которых активно внедряют все новое и передовое, ищут пути производства высококачественных и эффективных изделий.
У нас уже накоплен определенный опыт совершенствования экономического механизма в сфере науки, ее взаимодействия с производством. Нужно его внимательно проанализировать и, не затягивая, внедрять, тесно увязывая материальное поощрение научных коллективов и отдельных работников с их реальным вкладом в решение научно-технических проблем.
Изменить отношение к внедрению нового призваны все звенья управления экономикой. Это касается и Госплана СССР, который должен смелее переходить к сквозному планированию научно-технического прогресса, и Госкомитета СССР по науке и технике, перестройка работы которого ведется слишком медленно. Должны уделять больше внимания фундаментальным исследованиям, внедрению в производство достигнутых на этой основе результатов.
2. Решение продовольственной проблемы — первоочередная задача!
Упор делается на экономические методы хозяйствования, расширение самостоятельности и повышение ответственности колхозов и совхозов за результаты своей деятельности.
Проводя эту линию, предстоит поднять эффективность использования производственного потенциала в агропромышленном комплексе. Речь идет в первую очередь о повышении плодородия земли, создании условий устойчивого ведения сельского хозяйства. Ключ успеха, как показал опыт последних лет, — в широком применении интенсивных технологий.
Ближайший источник пополнения продовольственного фонда — сокращение потерь продукции полей и ферм при уборке, транспортировке, хранении и переработке.
Быстрое развитие получает сельскохозяйственное машиностроение, что позволит насытить колхозы и совхозы высокопроизводительной техникой, способной быстрее и лучше проводить все полевые работы. Пошли мы и на дополнительные затраты, чтобы укрепить продовольственное машиностроение, базу переработки и хранения продукции.
Главным двигателем прогресса, есть и останется человек, гарантией всех наших успехов является постоянная забота об условиях труда и быта сельских тружеников. На это нацелены наши планы, и важно, чтобы они неукоснительно выполнялись.
В аграрном секторе предстоит завершить переход на новые методы управления и хозяйствования. Несомненно, принципиальным шагом стало создание в центре и на местах единых органов управления АПК, призванных обеспечить реальную и эффективную интеграцию сельского хозяйства и связанных с ним отраслей промышленности.
Создание такой организационной структуры подкрепляется действенным хозяйственным механизмом. Предложения на этот счет уже подготовлены. Основной замысел сводится к тому, чтобы открыть простор экономическим методам хозяйствования. Значительно расширить самостоятельность колхозов и совхозов, поднять их заинтересованность, ответственность за конечные результаты.
Предполагается осуществить переход на более совершенные методы планирования на основе прогрессивных нормативов. Существенно повышается роль хозяйственного расчета. Опыт прошлого показал, что игнорирование принципов самоокупаемости, нарушение материальной заинтересованности и ответственности за результаты работы ухудшило финансово-экономическое положение колхозов и совхозов, привело к значительной задолженности хозяйств.
Развивать производство, увеличивать прибыли и доходы, стимулировать труд предстоит в основном за счет собственных средств.
Должна быть серьезно изменена практика банковского кредитования, с тем чтобы она стимулировала повышение уровня деятельности колхозов и совхозов.
3. Управление экономикой — на уровень новых требований
Решение новых задач в экономике невозможно без глубокой перестройки хозяйственного механизма, создания целостной, эффективной и гибкой системы управления, позволяющей полнее реализовать возможности социализма.
Хозяйственное управление, и это очевидно, нуждается в постоянном совершенствовании. Но сейчас ситуация такова, что ограничиться частичными улучшениями нельзя — необходима радикальная реформа. Смысл ее в том, чтобы на деле подчинить все наше производство общественным потребностям, нацелить управление на повышение эффективности и качества, ускорение научно-технического прогресса, развитие заинтересованности работников в результатах труда, инициативы и социалистической предприимчивости в каждом звене народного хозяйства, и прежде всего в трудовых коллективах.
Центральный Комитет КПСС, его Политбюро определили основные направления перестройки хозяйственного механизма. Мы ставим задачу:
— повысить действенность централизованного руководства экономикой, усилить роль центра в реализации основных целей экономической стратегии партии, определении темпов и пропорций развития народного хозяйства, его сбалансированности. Одновременно должна быть преодолена практика вмешательства центра в оперативную деятельность нижестоящих хозяйственных звеньев;
— решительно раздвинуть границы самостоятельности объединений и предприятий, поднять их ответственность за достижение наивысших конечных результатов. Для этого перевести их на подлинный хозрасчет, самоокупаемость и самофинансирование, поставить уровень доходов коллективов в прямую зависимость от эффективности работы;
— перейти к экономическим методам руководства на всех уровнях народного хозяйства, для чего перестроить материально-техническое снабжение, усовершенствовать систему ценообразования, финансирования и кредитования, выработать действенные противозатратные стимулы;
— придать управлению современные организационные структуры с учетом тенденций концентрации, специализации и кооперирования производства. Речь идет о создании комплексов взаимосвязанных отраслей, научно-технических межотраслевых центров, разнообразных форм хозяйственных объединений, территориально производственных образований;
— обеспечить оптимальное сочетание отраслевого и территориального управления хозяйством, комплексное экономическое и социальное развитие республик и регионов, налаживание рациональных межотраслевых связей;
— осуществить всестороннюю демократизацию управления, Повысить в нем роль трудовых коллективов, усилить контроль снизу, подотчетность и гласность в работе хозяйственных органов.
Успех во многом будет зависеть от перестройки деятельности центральных экономических органов, и прежде всего Госплана СССР. Он призван на деле стать подлинным научно-экономическим штабом страны, освобожденным от текущих хозяйственных вопросов. Мы эту работу начали. Создаются новые органы руководства межотраслевыми комплексами, основная часть функций оперативного управления делегируется непосредственно предприятиям и объединениям. Госплан, другие экономические ведомства должны сосредоточиться на перспективных вопросах планирования, обеспечении пропорционального и сбалансированного развития экономики, проведении структурной политики, создании экономических условий и стимулов для достижения в каждой ячейке народного хозяйства наивысших конечных результатов. В серьезном улучшении нуждается дело статистики.
В последнее время произошло ослабление финансово-кредитного воздействия на экономику. Финансовая система недостаточно влияет на повышение эффективности экономики. Большие масштабы приобрела негодная практика перераспределения доходов, когда убытки отстающих предприятий, министерств, регионов покрываются за счет работающих прибыльно. Это расшатывает хозрасчет, порождает иждивенчество, ориентирует на бесконечные требования об оказании помощи из центра. Потерял свое подлинное назначение кредит.
«…Всякие радикальные реформы наши обречены на неудачу, — отмечал В. И. Ленин, — если мы не будем иметь успеха в финансовой политике» (Ленин В. И. Полн. собр. соч., т. 36, с. 351.) Исходя из этого, следует коренным образом изменить содержание, организацию и методы работы финансово-кредитных органов. Их важнейшая задача — не мелочная регламентация деятельности предприятий, а экономическое стимулирование, укрепление денежного обращения, хозрасчета, который и есть самый лучший контролер. Все должно быть поставлено в зависимость от конечного результата. Очевидно, назрел вопрос о совершенствовании практики взимания налога с оборота, платежей из прибыли и других поступлений в бюджет. Их размеры и порядок уплаты должны активнее воздействовать на снижение издержек производства, повышение качества продукции и ускорение ее реализации.
Активным инструментом экономической и социальной политики призваны стать цены. Следует придать ценам большую гибкость, увязывать их уровень не только с затратами, но и с потребительскими свойствами товаров, эффективностью изделий, степенью сбалансированности производимого продукта с общественными потребностями и спросом населения.
В серьезном совершенствовании нуждается и система материально-технического снабжения. Прямая задача Госснаба СССР — активно способствовать установлению прямых длительных связей между производителями и потребителями на договорной основе, укреплению дисциплины поставок. Следует развивать оптовую торговлю средствами производства.
Трудно переоценить роль экономических нормативов. Зная заранее условия планируемого периода — задания по поставке продукции, цены, отчисления от прибыли в бюджет, нормативы Образования фондов заработной платы, хозрасчетных фондов стимулирования, коллективы предприятий смогут творчески, не боясь раскрыть резервы, разрабатывать планы, обеспечивающие более высокие темпы роста производства, значительное повышение его эффективности.
Особенно важно повысить самостоятельность предприятий и организаций в сфере производства товаров народного потребления и услуг. Их задача — чутко реагировать на запросы потребителей. В этом направлении мы и перестраиваем экономический механизм в легкой промышленности. Резко ограничивается круг утверждаемых сверху заданий для предприятий этой отрасли, их планы будут формироваться прежде всего на основе договоров с торговыми организациями, которые в свою очередь должны отвечать за соответствие своих заказов реальному спросу населения. Иначе говоря, главным будет не вал, а количество, ассортимент и качество товаров, то, что и нужно людям. Кроме того, намечается создание межотраслевых производственных и промышленно-торговых объединений по изготовлению и реализации товаров легкой промышленности, расширение фирменной торговли.
Пришло время решить и такой вопрос — размер фонда заработной платы предприятий был непосредственно увязан с доходами от реализации их продукции. Это поможет исключить производство и поставку ненужных, низкокачественных изделий, работу, как говорится, на склад.
Вдумчивого подхода требует и вопрос рационального сочетания крупных, средних и мелких предприятий. Как показывает опыт, небольшие, технически хорошо оснащенные предприятия во многих случаях имеют свои преимущества. Они могут быстрее и гибче учитывать технологические новшества, изменения спроса, оперативнее удовлетворять нужды в мелкосерийной и штучной продукции, лучше использовать свободные трудовые ресурсы, особенно в малых городах.
И еще об одной существенной стороне перестройки — об усилении территориального подхода в планировании и управлении. Это особенно важно для такой обширной, разнообразной по условиям и многонациональной страны, как наша.
Нам предстоит повысить заинтересованность трудящихся в лучшем использовании и приумножении народного богатства. Как решить эту задачу? Было бы наивно представлять, будто чувство хозяина можно воспитать словами. Отношение к собственности формируется прежде всего теми реальными условиями, и которые поставлен человек, возможностями его влияния на организацию производства, распределение и использование результатов труда.
В использовании общественной собственности надо решительно поднять роль трудовых коллективов. Важно неукоснительно проводить в жизнь принцип, согласно которому предприятия и объединения полностью отвечают за безубыточность своей работы. А государство не несет ответственности по их обязательствам.
4. Резервы экономического роста — в действие
Своеобразие двенадцатой пятилетки как раз и состоит в том, чтобы перевооружение народного хозяйства на новой научно-технической базе осуществлять при одновременном наращивании темпов движения вперед.
Отсюда необходимость максимальной мобилизации всех наших резервов. И начать разумнее с тех, которые не требуют крупных затрат, но дают быстрый и ощутимый эффект. Речь идет об организационно-экономических и социально-психологических факторах, лучшем использовании созданного производственного потенциала, повышении действенности стимулирования труда, укреплении организованности и дисциплины, преодолении бесхозяйственности. Резервы у нас под руками, при заинтересованности, хозяйской распорядительности они сулят высокую отдачу.
Посмотрите на действующие мощности. В целом из-за неполной загрузки мощностей страна ежегодно недополучает на миллиарды рублей промышленной продукции. Плановым и хозяйственным органам, коллективам предприятий необходимо сделать все возможное, чтобы созданные мощности действовали на проектном уровне. Только в тяжелой промышленности это позволило бы почти удвоить темпы прироста продукции. Мы не сможем добиться намеченного, если не наведем порядка в планировании и снабжении, не создадим необходимых резервов, не повысим на всех уровнях материальную ответственность за недисциплинированность и брак.
Велики резервы и в использовании трудовых ресурсов. Налицо низкий уровень производительности труда, недостаточно высокая его организация, неэффективное стимулирование. Прибавить к этому надо и необоснованные решения плановых и хозяйственных органов, допускающих создание излишних рабочих мест. Хорошо известно, что иные наши предприятия, конструкторские бюро, исследовательские институты при том же объеме работы имеют значительно больше сотрудников, чем аналогичные организации за рубежом.
Как только на предприятиях начинают серьезно заниматься улучшением организации и стимулирования труда, повышать дисциплину и требовательность, выявляются резервы, о которых раньше и не подозревали. Убедительное подтверждение тому — применение Щёкинского метода аттестации рабочих мест. Железнодорожники Белоруссии, перейдя на новую систему оплаты труда, совмещения обязанностей, за короткий срок высвободили для других отраслей около 12 тысяч работников.
И конечно, больше внимания нужно уделять механизации и автоматизации производства. Решая этот вопрос, не обязательно ждать, когда где-то сконструируют и изготовят те или иные машины и приспособления. Многое можно сделать своими силами.
Задача не из простых, но решить ее вполне можно. Тем более, что в стране накоплен опыт бережного отношения к ресурсам, но распространяется он медленно. Партийные, комсомольские, профсоюзные организации должны постоянно держать в поле своего зрения вопросы бережливости, поддерживать тех, кто экономит и рационально расходует сырье, электроэнергию, топливо.
Особо хотелось бы выделить проблему качества продукции. Мало сказать, что это наш ближайший и крупный резерв. Без высокого качества сегодня невозможно ускорение научно-технического прогресса. Из-за конструкторских недоработок, отступлений от технологии, применения недоброкачественных материалов, плохой отделки мы несем большие материальные и моральные издержки. Страдают точность и надежность машин и приборов, удовлетворение потребности населения в товарах и услугах. Видимо, есть необходимость и в принятии специального закона о качестве продукции.
в) ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ
Повышенного внимания к социальным вопросам требуют от нас и уроки прошлого. Центральный Комитет партии считает, что со стороны центра и местных органов допускалась недооценка назревших проблем материальной базы социально-культурной сферы страны. В результате сложился по существу остаточный принцип выделения ресурсов для ее развития. Известный перекос в сторону технократических подходов ослабил внимание к социальной стороне производства, быту, досугу, что не могло не привести к снижению заинтересованности, трудящихся в результатах труда, ослаблению дисциплины и другим отрицательным явлениям.
Задачи социальной политики обстоятельно охарактеризованы в проектах Программы партии и Основных направлений. Некоторых вопросы ее осуществления:
Неуклонно повышать благосостояние народа, последовательно утверждать социальную справедливость/
Надо, чтобы и политика государства в области заработной платы обеспечивала строгую зависимость зарплаты от количества и качества труда. Такой порядок будет активнее воздействовать на ускорение технического прогресса, повышение эффективности производства.
В непроизводственной сфере ставки и оклады будут расти за счет централизованных источников. Осуществляются меры по расширению преимуществ в заработной плате рабочих и служащих в ряде районов Восточной Сибири и Дальнего Востока.
Качественные сдвиги в социальной сфере невозможны без глубоких преобразований в содержании труда. Основную роль здесь призвана сыграть техническая реконструкция народного хозяйства — механизация, автоматизация, компьютеризация и роботизация, — которая, хочу это особо подчеркнуть, должна иметь четкую социальную направленность. Дальнейшие преобразования труда в условиях научно-технической революции предъявляют высокие требования к образовательной и профессиональной подготовке людей. По сути, в повестку дня встала задача создания единой системы непрерывного образования.
Начата реформа общеобразовательной и профессиональной школы. Следует сказать, что темпы и глубина реализации предусмотренных реформой мер еще не могут удовлетворить нас. Интересы дела требуют более глубоко поставить изучение научных основ современного производства, ведущих направлений его интенсификации. И что особенно неотложно, обеспечить компьютерную грамотность учащихся.
Сейчас подготовлены предложения, направленные на то, чтобы изменить сложившееся положение. Интересы общества требуют повышения престижности инженерного труда. Предстоит пересмотреть структуру высшего и среднего специального образования, обеспечить подготовку специалистов на современном уровне, обладающих основательными теоретическими знаниями и практическими навыками. По-новому, видимо, надо строить взаимоотношения высшей и средней специальной школы с отраслями народного хозяйства, усилить их взаимную заинтересованность в повышении уровня обучения и переподготовки кадров, кардинальном улучшении их использования на производстве.
В деле охраны природы недопустимо медленно используются научно-технические достижения. В проекты строительства новых и реконструкции действующих предприятий все еще закладываются устаревшие решения, слабо внедряются безотходные и малоотходные технологические процессы. При переработке полезных ископаемых подавляющая часть добываемой массы идет в отходы, засоряя окружающую среду.
Возникает вопрос и о том, чтобы в период между общими собраниями не только в бригадах, но и на уровне предприятий функционировал, скажем, совет трудового коллектива, в состав которого входили бы представители администрации, партийной, профсоюзной, комсомольской организаций, советов бригад, рабочие, специалисты.
Передовые хозрасчетные бригады уже сейчас становятся первичными ячейками самоуправления, избирающими своих руководителей. Практика показывает жизненность этого дела. Она подтверждает, что, развивая демократические начала в управлении производством, целесообразно, видимо, распространить выборность на всех бригадиров, а затем постепенно и на некоторые другие категории руководящих работников предприятий — мастеров, начальников смен, участков, цехов, управляющих отделениями совхозов. Многолетний опыт свидетельствует: именно в этом направлении следует искать отвечающие современным условиям формы сочетания централизма и демократии, единоначалия и выборности в управлении народным хозяйством.